«Нетленное наследие старообрядчества». Крест киотный с праздниками и предстоящими
Меднолитая пластика — кресты, иконы и складни — это крупное явление русской художественной культуры, отражающее 1000-летнюю историю народа. Русское медное литье имеет глубокие национальные корни, сохранившие на протяжении столетий самобытный русский дух, все более полно раскрывая его отличительные черты. Самым распространенным изделием медного литья является крест, и это не случайно, ведь обязательной принадлежностью христианина является нательный крест, сопровождавший его от рождения до самой смерти. Кресты на Руси были домашней реликвией: их передавали по наследству, без них не обходились крестины и похороны. На протяжении многих веков крест был и остается главным символом христианства. Этим объясняется невероятное разнообразие форм и декора крестов. Помимо нательных и наперстных крестов на Руси были широко распространены меднолитые напрестольные и киотные кресты крупного формата. Крест, помещенный в киот — деревянный шкафчик со стеклами, появился с традицией освящать жилище перед заселением. Такие кресты были семейными реликвиями, которые передавались по наследству, от нательных крестиков они отличались большими размерами и отсутствием ушка для самодельного шнура или цепочки. С их помощью устраивали временные алтари, брали в поездки и походы.
В средневековье русскому человеку, подверженному риску различных напастей, часто необходимо было иметь при себе небольшую святыню, не занимающую много места, которую удобно взять с собой. При этом она должна быть прочна и удобна для переноски. Так, использование меднолитых крестов, складней и образков на Руси стало повсеместным. С проведением церковной реформы XVII века в Россию хлынули чуждый русской культуре иконописные традиции. Медное литье, свидетельствовавшее о более консервативной традиции русского искусства, стало приходить в упадок. Фактически традиции литейного дела находились на грани исчезновения. Это еще более усугубилось в 1722 году, когда вышел указ Петра I «О воспрещении употреблять в церквах и частных домах резные и отливные иконы». Однако, несмотря на запрет, медные кресты, иконы и складни продолжали отливать. Особенно неприемлем указ о запрете был для старообрядцев, для которых Петр I выступал в роли антихриста, ломавшего все исконно русское и традиционное. Таким образом, за более чем 150 лет медное иконное литье превратилось в конфессиональное, исключительно старообрядческое искусство.
Во второй половине XVIII столетия в самом центре России возникает новый крупный центр старообрядческой культуры. Это Гуслицы — подмосковная местность в юго-восточной части Богородского уезда с прилегающими районами Рязанской и Владимирской губерний, в настоящее время — территория части современного Орехово-Зуевского и Егорьевского районов Московской области. Свое название эта местность получила от имени реки и древнего волостного села Гуслица, которое упоминается уже в XIV веке в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты. В среде старообрядцев-поповцев, осевших на территории Гуслицкого края, сложилась самобытная художественная культура.
В ее становлении немалую роль сыграл тот факт, что в середине XIX века Гуслицы стали одним из духовных центров белокриницкого согласия в России. Здесь переписывали книги, которые украшали знаменитой «гуслицкой» росписью, работали мастерские медного литья, производившие кресты, иконки, складни, делали настенные листы с лубочными картинками разнообразного содержания, писали иконы. Гуслицкие мастера были первыми, кто стал припаивать к крестам небольшие иконки с образами праздников, архангелов, апостолов и некоторых других святых. Кресты превращались в сложные композиции, заменяя собой целый иконостас.
Крест киотный с праздниками и предстоящими
Гуслицы. XIX век. Медный сплав, литье. 27×12,5
Крест киотный «Распятие с предстоящими» с иконами в клеймах: «Воскресение Христово (Сошествие во ад)», «Вход Господень в Иерусалим», «Вознесение Господне», «Сретение Господне», «Троица Ветхозаветная» и херувимами. В центре композиции — крест восьмиконечной формы с парными изображениями предстоящих. Шесть шестикрылых херувимов образуют дугу по верхнему контуру креста. На оборотной стороне хорошо виден текст светилена кресту: «Крест хранитель всей Вселенней, Крест красота церковная, Крест царем держава, Крест верным утверждение, Крест Ангелам слава, Крест бесом язва».
Над надписью сохранились остатки петли-проушины.
Использован текст с сайта Лыткаринского историко-краеведческого музея